Закон Туркменистана " О противодействии легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма"

№ 41-IV от 28 мая 2009 года

(Ведомости Меджлиса Туркменистана, 2009 г., № 2, ст. 42)

(С изменениями и дополнениями внесенным Законами Туркменистана от 04.08.2011 г. № 214-IV и 01.10.2011 г. № 235-IV)

Настоящий Закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства, а также целостности финансовой системы Туркменистана от преступных посягательств путём создания правового механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.

 

Раздел I. Общие положения

 

Статья 1. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе

Термины и понятия, используемые в настоящем Законе, имеют следующее значение:

1) доходы, полученные преступным путём, – денежные средства и иное движимое и недвижимое имущество, приобретённые в результате совершения противозаконных действий против объектов, защищаемых Уголовным законом Туркменистана;

2) легализация доходов, полученных преступным путём, – придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо преступным путём, а равно использование указанных средств или имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, в том числе для финансирования терроризма;

3) имущество – любой предмет, которым могут владеть, использовать, распоряжаться и приобретать в неограниченном количестве юридические и физические лица, не запрещённый законом и не противоречащий нормам морали;

4) подозрительная сделка и операция – сделка и операция, подпадающие под признаки подозрительных сделок и операций в соответствии с настоящим Законом и согласно перечню признаков подозрительных операций, утвержденному уполномоченным государственным органом, то есть сделки и операции, совершаемые с денежными средствами и/или иным имуществом, которые не имеют ясной экономической или очевидной законной цели и не характерны для деятельности данного юридического или физического лица (лиц);

5) уполномоченный государственный орган – государственный орган, создаваемый актами Президента Туркменистана и в соответствии с настоящим Законом уполномоченный осуществлять сбор, анализ и передачу информации о подозрительных сделках и операциях и о потенциальном финансировании терроризма, а также проводить соответствующие мероприятия, направленные на противодействие легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма;

6) финансирование терроризма – общественно опасное преступное деяние, направленное на обеспечение террористических действий финансовыми, материально-техническими и другими ресурсами;

7) лица, представляющие сведения, – любое юридическое и/или физическое лицо из перечисленных ниже:

банки, лицензируемые и контролируемые Центральным банком Туркменистана;

иные финансово-кредитные учреждения;

страховые организации;

учреждения, занимающиеся лизинговой деятельностью;

ломбарды;

деловые участники рынка ценных бумаг;

товарно-сырьевые биржи;

валютные биржи;

юридические и физические лица, являющиеся организаторами азартных игр;

учреждения, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а также учреждения, оказывающие услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, либо сделок с иным имуществом, подлежащих государственной регистрации;

организации почтовой и телеграфной связи, осуществляющие переводы денежных средств, и иные организации, осуществляющие проведение расчетов и/или платежей;

агенты по операциям с недвижимостью (риэлторы), когда они принимают участие в операциях по купле или продаже недвижимого имущества для своего клиента;

торговцы драгоценными металлами и торговцы драгоценными камнями, когда они осуществляют наличные операции с клиентом свыше установленной пороговой суммы;

организаторы торгов и аукционов;

адвокаты, лица, осуществляющие нотариальную деятельность, другие независимые юристы и бухгалтеры, индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические услуги, когда они готовят или совершают для своего клиента сделки по купле-продаже недвижимости, управлению денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента; управлению банковскими, сберегательными счетами или счетами ценных бумаг; а также аккумулированию средств для целей создания, обеспечения функционирования или управления компаний и их создания, обеспечению функционирования или управления юридическим лицом или образованием и куплей-продажей предприятий;

органы, которые в соответствии с законодательством Туркменистана осуществляют контроль и оформление наличных денежных средств, товаров, иного имущества и транспортных средств, ввозимых в Туркменистан, вывозимых из него и перевозимых транзитом и ведут информационную базу, готовят отчеты о внешней торговле Туркменистана;

8) обязательный контроль – совокупность принимаемых уполномоченным органом мер, регламентированных настоящим Законом и иными законодательными актами Туркменистана, принятыми в соответствии с ним, по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемых на основании информации, предоставляемой организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Туркменистана;

9) внутренний контроль – деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом по предоставлению информации в уполномоченный государственный орган об операциях, подлежащих обязательному контролю, и иных операциях с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путём, и финансированием терроризма;

10) выгодоприобретатель – физическое лицо, являющееся конечным владельцем или осуществляющее контроль над клиентом или лицом, от имени которого проводится сделка;

11) банк-оболочка – банк, зарегистрированный в государствах и на территориях, в которых он физически не присутствует;

12) оффшорные зоны – зоны с особыми благоприятными условиями осуществления банковских и страховых операций в иностранной валюте для обслуживания нерезидентов;

13) верификация – проверка достоверности и точности  сведений и документов, представленных клиентом; 

14) страна с неадекватной системой – страна, которая не выполняет или в недостаточной степени выполняет Рекомендации Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег для противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма;

15) иностранное публичное должностное лицо – любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, или любое лицо, выполняющее  какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия.

 

Статья 2. Задача и сфера применения настоящего Закона

1. Основной задачей настоящего Закона является предотвращение, обнаружение деятельности, связанной с легализацией доходов, полученных преступным путем и финансированием терроризма, а также установление правовых норм по созданию уполномоченного государственного органа, наделённого полномочиями получения информации, проведения анализа и распространения сведений в отношении подозрительных сделок и операций, а также сделок и операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с настоящим Законом.

2. Настоящий Закон в целях профилактики, выявления и искоренения деяний, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путём, и финансированием терроризма, регулирует следующее:

1) порядок исполнения сделок и совершения операций, осуществляемых с денежными средствами или иным имуществом юридических и физических лиц;

2) деятельность дочерних предприятий, представительств и филиалов юридических лиц-резидентов Туркменистана, расположенных в иностранных государствах;

3) порядок деятельности государственных органов, осуществляющих на территории Туркменистана контроль за исполнением сделок и проведением операций с денежными средствами или иным имуществом.

Дочерние предприятия, филиалы и представительства юридических лиц-резидентов Туркменистана, расположенных в иностранных государствах, в случае, когда предъявляемые минимальные требования по противодействию легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма в Туркменистане и государстве пребывания имеют отличия, должны выполнять требования по более высоким стандартам в той степени, насколько это позволяет законодательство государства пребывания.

Требования настоящего Закона в соответствии с международными договорами Туркменистана могут быть применены к физическим и юридическим лицам, совершающим сделки и операции с денежными средствами или иным имуществом за пределами Туркменистана.

 

Раздел II. Предупреждение легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма

 

Статья 3. Меры, направленные на противодействие легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма

1. Банки и иные кредитные учреждения, имеющие право открытия и ведения банковских счетов, не имеют право открывать анонимные банковские счета (вклады), счета (вклады) на предъявителя и осуществлять любые операции без идентификации контрагентов и/или клиентов в соответствии с законодательством Туркменистана.

2. Банки и иные кредитные учреждения, имеющие право открытия и ведения банковских счетов, и прочие лица, представляющие сведения, должны отказать юридическому и физическому лицу в открытии банковского счёта (вклада) или проведении операции по счёту, а также в подготовке и совершении сделки, если соответствующим лицом не будут представлены необходимые документы для идентификации клиента, или представлены документы, вызывающие явное подозрение, или, если сведения, полученные в соответствии с настоящим Законом, указывают, что данное лицо замешано в террористической деятельности. В случаях, указанных в настоящей части, банки и иные кредитные учреждения, имеющие право открытия и ведения банковских счетов, вправе расторгнуть заключённые договоры с клиентами (владельцами счетов) и вкладчиками, а также лица, представляющие сведения, должны рассматривать вопрос о доведении информации до сведения уполномоченного органа в соответствии со статьёй 4 настоящего Закона.

3. Лица, представляющие сведения, обязаны выполнить следующие процедуры:

- установить и проверить личность клиента, то есть провести ряд мероприятий, устанавливающих личность клиента - физического лица (фамилия, имя, отчество, место регистрации и жительства, дата рождения, паспортные данные, полномочия по распоряжению средствами на счёте и другие данные, требуемые в соответствии с законодательством Туркменистана);

- удостовериться в правовом статусе клиента-юридического лица, включая информацию о названии или имени клиента, об организационно-правовой форме деятельности клиента, адресе, должностных лицах и иных данных, относящихся к уставным документам, регулирующим деятельность клиента;

- удостовериться в полномочиях и идентифицировать личность лиц, имеющих право совершать операции от имени клиента, не присутствующего физически; установить и проверить личность выгодоприобретателя, а также проведение верификации в отношении сведений и документов, представленных клиентом;

- выполнить иные операции, установленные законодательством Туркменистана.

4. Процедуры, указанные в части третьей настоящей статьи, должны применяться в следующих случаях:

- при установлении деловых отношений;

- при проведении любых разовых сделок на установленную пороговую сумму;

- при подозрении в легализации доходов, полученных преступным путём, или в финансировании террористической деятельности;

- при наличии у лица, представляющего сведения, сомнений в достоверности и/или соответствии полученных ранее сведений, касающихся личности клиента.

5.  Лица, представляющие сведения в отношении имеющихся клиентов, обязаны на постоянной основе осуществлять надлежащий контроль после принятия их на обслуживание, в том числе в отношении клиентов, принятых на обслуживание  до вступления в силу настоящего Закона.

6. Юридические и физические лица, осуществляющие сделки и операции с денежными средствами или иным имуществом, в дополнение к мерам, предусмотренным частью первой настоящей статьи, обязаны:

1) принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению иностранных публичных должностных лиц среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание;

2) принимать на обслуживание иностранные публичные должностные лица только на основании письменного разрешения  вышестоящего органа, а при его отсутствии – надзорного или уполномоченного государственного органа;

3) принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц;

4) постоянно обновлять имеющуюся информацию об  обслуживаемых иностранных публичных должностных лицах;

5) брать на особый контроль сделки и операции с денежными средствами или иным имуществом, проводимые  иностранными публичными должностными лицами, членами их семей, близкими родственниками, усыновителями (удочерителями) и усыновлёнными (удочерёнными) или от имени указанных лиц.

7. Банки и иные кредитные учреждения, имеющие право на открытие и ведение банковских счетов, не вправе устанавливать прямые корреспондентские отношения с зарегистрированными в оффшорных зонах банками, их аффилированными лицами, дочерними банками и обособленными подразделениями, не являющимися самостоятельными юридическими лицами, в том числе открывать счета для банков-респондентов. Данное ограничение не распространяется на установление прямых корреспондентских отношений с филиалами, зарегистрированными в оффшорных зонах, головные организации которых находятся (зарегистрированы) вне оффшорных зон.

Запрещается создание банков-оболочек.

Банки и иные кредитные учреждения, имеющие право на открытие и ведение банковских счетов, не вправе устанавливать или продолжать прямые корреспондентские отношения с банками-оболочками, а также должны принять меры предосторожности против совершения сделок и операций с иностранными финансовыми учреждениями-корреспондентами, позволяющими банкам-оболочкам пользоваться своими счетами.

Банки обязаны получать достаточно полные сведения о клиенте и включать их в состав операций по денежным переводам или передаваемых сообщений, связанных с ними, в целях обеспечения наличия этих сведений на всех этапах проводимых операций, а также усилить внимание к операциям по денежным переводам, сведения о владельце которых отсутствуют. Банки обязаны рассмотреть вопрос о прекращении отношений и приостановлении всех операций с банками-корреспондентами, банками-респондентами и банками-отправителями денег, не исполняющими  вышеуказанные нормы. 

8. Юридическое лицо, имеющее статус компании (общества), зарегистрированное в оффшорной зоне в соответствии с законодательством государства его регистрации, не может быть учредителем или акционером банка-резидента Туркменистана.

9. В целях осуществления лицензирования и регулирования деятельности банков и иных кредитных учреждений Центральный банк Туркменистана определяет перечень субъектов, государств и территорий оффшорных зон и устанавливает условия и ограничения на совершение сделок и операций с ними.

10. Лица, представляющие сведения, должны:

- разрабатывать правила внутреннего контроля противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма и процедуры его осуществления;

- хранить не менее пяти лет с момента завершения операции сведения и записи, относящиеся к сделкам и операциям с денежными средствами и/или иным имуществом. Хранить не менее пяти лет с момента закрытия счёта и прекращения деловых отношений сведения и записи, относящиеся к установлению личности клиента, а также сведения о деловых отношениях, деловую переписку и другую информацию. Информация в таких записях должна быть достаточной, чтобы иметь возможность произвести восстановление отдельных сделок и операций с целью представления соответствующих доказательств для рассмотрения и расследования;

- не разглашать информацию, переданную уполномоченному государственному органу. Сообщение третьим лицам о фактах передачи такой информации уполномоченному государственному органу возможно только в случаях, прямо предусмотренных законодательством Туркменистана. Работники лиц, представляющих сведения, не вправе информировать клиентов этих организаций или иных лиц о представлении информации в уполномоченный государственный орган.

11. Физические и юридические лица, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом,   безотлагательно и бессрочно приостанавливают операции и сделки с денежными средствами или иным имуществом и обеспечивают невозможность их использования физическими и юридическими лицами, лицами, над которыми они осуществляют контроль (с их долевым участием) или которые контролируют их (их долевых участников), в отношении которых от уполномоченного государственного органа или иных источников получены сведения об участии в террористической деятельности (финансировании терроризма, экстремистской деятельности), и не позднее дня приостановления операций и сделок представляют информацию об этом в уполномоченный государственный орган.

Отмена решения о приостановлении сделок и операций осуществляется в соответствии с общепризнанными нормами международного права и законодательством Туркменистана.

Приостановление операций и сделок в соответствии с настоящим Законом, последующий отказ от их проведения по поручению владельца не влекут наступление гражданско-правовой ответственности физических и юридических лиц, осуществляющих сделки и операции с денежными средствами или иным имуществом,  в связи с неисполнением условий договора.

Порядок доведения до сведения юридических и физических лиц, осуществляющих операции и сделки с денежными средствами или иным имуществом, информации (перечня) об участии в террористической деятельности (экстремистской деятельности, финансировании терроризма), физических и юридических лиц и порядок их использования определяются уполномоченным государственным органом.

12. Лица, представляющие сведения, и их сотрудники освобождаются от ответственности за убытки, неполученную прибыль или моральный вред, причинённые физическим и юридическим лицам правомерным исполнением предусмотренной настоящим Законом обязанности представлять в установленном порядке информацию о подозрительных сделках и операциях, если при этом не было допущено нарушений установленного порядка совершения таких действий, предусмотренного частью второй настоящей статьи.

13. Приостановление операций, отказ в открытии банковского счета (вклада) или проведении операции по счёту, а также расторжение договора банковского счёта и закрытие счёта, предусмотренные в настоящей статье и осуществленные в соответствии с настоящим Законом, не являются основанием для возникновения гражданско-правовой и иной ответственности лиц, представляющих сведения.

14. Юридические и физические лица должны уделять особое внимание деловым отношениям, а также сделкам и операциям с организациями и лицами из стран с неадекватной системой, а также с дочерними предприятиями, филиалами и представительствами, головные организации которых зарегистрированы в таких странах. Порядок представления перечня стран с неадекватной системой юридическим и физическим лицам определяется уполномоченным государственным органом.

15. Контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Закона в части фиксирования, хранения и представления информации о сделках и операциях, подлежащих обязательному контролю, за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Туркменистана, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих сделки и операции с денежными средствами или иным имуществом.

 

Статья 4. Требования (условия) обязательного контроля

1. Лица, представляющие сведения уполномоченному государственному органу по установленной им форме, обязаны представлять информацию об операциях, в отношении которых существуют подозрения о легализации денег или финансировании терроризма, а также сделках и операциях с денежными средствами или иным движимым и недвижимым имуществом, подпадающих под перечень критериев операций и сделок, подлежащих обязательному контролю уполномоченного государственного органа, не позднее рабочего дня, следующего за днём совершения сделки и операции.

2. В случае, если у лиц, представляющих сведения, возникают подозрения, что какие-либо сделки или операции осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма, это лицо обязано направлять в уполномоченный государственный орган сведения о таких сделках и операциях независимо от того, относятся или не относятся они к сделкам и операциям, предусмотренным статьей 5 настоящего Закона.

3. Лица, предоставляющие сведения, в зависимости от обстоятельств должны письменно фиксировать фактически установленные обстоятельства сложных, необычно крупных сделок и операций, а также сделок, операций и денежных переводов, проводимых по необычной схеме, не имеющих экономической цели.

 

Статья 5. Перечень критериев, в соответствии с которыми сделки и операции подлежат обязательному контролю

1. Сделка или операция с денежными средствами или иным имуществом либо несколько взаимосвязанных сделок или операций, совершённых в течение десяти дней, подлежат обязательному контролю, если по своему характеру данная сделка или операция относится к одному из видов сделок или операций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и при этом сумма, на которую она совершается, в иностранной и национальной валюте равна или превышает установленную уполномоченным государственным органом Туркменистана пороговую сумму.

2. К сделкам или операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, относятся:

1) внутренние и внешние сделки и операции, осуществляемые банками и иными кредитными учреждениями, имеющими право открытия и ведения банковских счетов (вкладов), по характеру операции, вызывающей подозрение в её осуществимости;

2) сделки или операции, в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в котором (на которой) не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций, либо одной из сторон является лицо, являющееся владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории).

Перечень таких государств и территорий определяется Кабинетом Министров Туркменистана по представлению уполномоченного государственного органа на основе перечней, утверждённых международными организациями, занимающимися противодействием легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма;

3) иные операции и сделки, свыше установленной пороговой суммы:

- покупка или продажа наличной иностранной валюты;

- приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

- обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

- внесение физическим лицом в уставный капитал организации денежных средств в наличной форме;

- движение денежных средств благотворительных, общественных организаций и учреждений, фондов;

4) иные сделки с движимым и недвижимым имуществом свыше установленной пороговой суммы:

- помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ценностей в ломбард;

- выплата физическим лицом страхового взноса или получение от него страховой премии по страхованию жизни и иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

- сделка с недвижимым имуществом;

- сделка с движимым имуществом;

- получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

- выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от игры в лотерею, тотализатора или от других игр, основанных на риске.

5) перевод (ы) денежных средств, осуществляемые по поручению клиента (физического лица) сверх установленной пороговой суммы.

3. Обязательному контролю подлежат сделки или операции с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одной из сторон, участвующих в этих сделках или операциях, является физическое или юридическое лицо, в отношении которого имеются сведения об участии в террористической деятельности (финансировании терроризма).

4. Обязательному контролю подлежат сделки и операции, в отношении которых существуют подозрения о легализации денег, полученных преступным путем, или финансировании терроризма.

 

Раздел III. Организация деятельности по противодействию легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма

 

Статья 6. Уполномоченный государственный орган

1. Задачи, функции и компетенция уполномоченного государственного органа, создаваемого актом Президента Туркменистана, в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, устанавливаются на основании настоящего Закона.

Вмешательство органов государственной власти в решение вопросов, отнесённых настоящим Законом к ведению уполномоченного государственного органа, не допускается, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом.

2. Уполномоченный государственный орган в пределах своей компетенции:

1) проводит сбор и анализ информации, связанной со сделками и операциями, подлежащими обязательному контролю;

2) устанавливает предельный размер сделок или операций в иностранной или национальной валюте, предусмотренных частью первой статьи 5 настоящего Закона;

3) требует от лиц, представляющих сведения, принятия мер, направленных на противодействие легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Туркменистана;

4) разрабатывает и осуществляет меры по совершенствованию системы предупреждения, выявления и пресечения подозрительных сделок и операций, а также сделок и операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путём, и финансированием терроризма, включая предоставление разъяснений по применению мер противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, в частности, в выявлении подозрительных сделок и операций и направлении доклада о них;

5) представляет в суд (судье), прокурору, в органы следствия и органы дознания документы и иные материалы, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путём, и финансированием терроризма на основе официальных письменных запросов по возбуждённым делам в соответствии с законодательством Туркменистана. Указанная информация может предоставляться уполномоченным государственным органом в правоохранительные органы и суды и по собственной инициативе;

6) осуществляет свою деятельность по предупреждению и пресечению легализации доходов, полученных преступным путём;

7) в соответствии с действующим законодательством имеет право доступа (пользования) к базам данных (реестрам), формирование и (или) ведение которых осуществляются государственными органами;

8) имеет право запрашивать у лиц, представляющих сведения, а также органов, осуществляющих уголовное преследование, и суда информацию и документы с целью противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию террористической деятельности;

9) при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что сделка или операция связана с легализацией доходов, полученных преступным путём, и финансированием терроризма, направляет соответствующую информацию и материалы в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.

3. Уполномоченный государственный орган вправе приостановить осуществление операций и сделок с денежными средствами и иным имуществом в следующих особых случаях:

1) если в отношении одной из сторон (юридического или физического лица), участвующей в сделках и операциях, контролируемых ею (с её долевым участием) или контролирующей её (её долевым участником), имеются сведения об участии в террористической деятельности (экстремистской деятельности, финансировании терроризма), - бессрочно;

2) при наличии оснований, подтверждающих или достаточных для того, чтобы полагать, что данное лицо осуществило, пыталось осуществить или осуществляет сделку или операцию, связанную с легализацией доходов, полученных преступным путём, - на срок до пяти рабочих дней;

3) по запросу компетентного органа иностранного государства по обстоятельствам, указанным в пункте  первом настоящей части, – бессрочно, по обстоятельствам, указанным в пункте втором настоящей части, - на срок, указанный в запросе, но не свыше тридцати дней.

Решение уполномоченного государственного органа о приостановлении сделок и операций доводится до сведения физических и юридических лиц, осуществляющих сделки и операции с денежными средствами или иным имуществом, в день его принятия и выполняется ими безотлагательно.

 

Раздел IV. Международное сотрудничество в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма

 

Статья 7. Обмен информацией и правовая помощь

1. Уполномоченный государственный орган в соответствии с международными договорами Туркменистана сотрудничает с компетентными органами иностранных государств на стадиях сбора информации, предварительного расследования, судебного разбирательства и исполнения судебных решений в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.

2. Уполномоченный государственный орган и иные органы государственной власти и органы управления Туркменистана, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, предоставляют соответствующую информацию компетентным органам иностранных государств по их запросам или по собственной инициативе в порядке и на основаниях, которые предусмотрены международными договорами Туркменистана, с согласия Президента Туркменистана.

3. Передача компетентным органам иностранного государства информации, связанной с выявлением, изъятием и конфискацией доходов, полученных преступным путём, и/или в связи с финансированием терроризма, осуществляется с согласия Президента Туркменистана в том случае, если это не наносит ущерба интересам национальной безопасности Туркменистана.

4. Информация, связанная с выявлением, изъятием и конфискацией доходов, полученных преступным путём, и/или в связи с финансированием терроризма, предоставляется по запросу компетентного органа иностранного государства при условии, что она не будет использована без предварительного согласия соответствующих органов государственной власти и органов управления Туркменистана, предоставивших её, в целях, не указанных в запросе.

5. Уполномоченный государственный орган, направивший запрос в компетентный орган иностранного государства, обеспечивает конфиденциальность предоставленной информации и использует её только в целях, указанных в запросе. Органы государственной власти и управления Туркменистана, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, в соответствии с международными договорами Туркменистана и законами Туркменистана исполняют в пределах своей компетенции запросы компетентных органов иностранных государств о конфискации доходов, полученных преступным путём, а также о производстве отдельных процессуальных действий по делам о выявлении доходов, полученных преступным путём, наложении ареста на имущество, об изъятии имущества, в том числе проводят экспертизу, допросы подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших и других лиц, обыски, выемки, передают вещественные доказательства, осуществляют вручение и пересылку документов.

6. Расходы, связанные с исполнением указанных запросов, возмещаются в соответствии с международными договорами Туркменистана.

7. Требование о представлении и представление информации (материалов) в целях борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путём, и финансированием терроризма, предъявляются и исполняются на территории Туркменистана в соответствии с условиями, предусмотренными настоящим Законом.

8. Вынесенные судами и иными уполномоченными органами иностранных государств и вступившие в законную силу постановления в отношении лиц, имеющих доходы, полученные преступным путём, а равно участвовавших в легализации этих доходов и финансировании терроризма, признаются в соответствии с законодательством и международными договорами Туркменистана.

Вынесенные судами и иными уполномоченными органами иностранных государств и вступившие в законную силу постановления о конфискации доходов, полученных преступным путём, а также средств, вовлечённых в финансирование терроризма, или эквивалентного им иного имущества, находящегося на территории Туркменистана, признаются и исполняются в соответствии с законодательством и международными договорами Туркменистана. Указанные доходы, средства или имущество на основании международного договора Туркменистана могут быть полностью или частично переданы иностранному государству, суды и иные уполномоченные органы которого вынесли постановление об их конфискации или компетентные органы которого способствовали выявлению фактов, послуживших основанием для конфискации.

 

Раздел V. Заключительные положения

 

Статья 8. Ответственность за нарушение настоящего Закона

1. Нарушение организациями либо физическими лицами, осуществляющими сделки или операции с денежными средствами или иным имуществом, требований, предусмотренных настоящим Законом, влечёт ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Туркменистана.

2. Руководство и сотрудники уполномоченного государственного органа и других государственных органов, в том числе бывшие, которые в соответствии с настоящим Законом имеют или имели доступ к информации от лиц, представляющих сведения, несут уголовную и иную ответственность за незаконное разглашение, использование служебной, коммерческой, банковской, налоговой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств), злоупотребление служебным положением в соответствии с законодательством Туркменистана.

3. Предоставление информации о подозрительных сделках и операциях с денежными средствами или иным имуществом и операциях, подлежащих обязательному контролю, уполномоченному государственному органу в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом, не является разглашением служебной, коммерческой, банковской, налоговой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств).

4. Центральный банк Туркменистана, Главная государственная налоговая служба Туркменистана, органы, регистрирующие сделки и операции, проводимые с денежными средствами и иным имуществом, и право собственности на них, а также контрольные и лицензирующие органы представляют по  запросу уполномоченного государственного органа информацию и документы, необходимые для его деятельности, а также в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма на основании запроса уполномоченного государственного органа проводят внеочередные и контрольные ревизии подконтрольных органов, лицензиатов и иных подотчётных юридических и физических лиц, результаты которых представляют в уполномоченный государственный орган в течение 10 дней.

5. Предоставление уполномоченному государственному органу информации и документов органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в целях и порядке, предусмотренных настоящим Законом, не является нарушением служебной, коммерческой, банковской, налоговой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств).

6. Юридические лица (обособленные подразделения, филиалы, представительства юридических лиц иностранных государств, расположенных на территории Туркменистана), занимавшиеся  легализацией доходов, полученных преступным путём, или финансированием терроризма, или созданные для этих целей, ликвидируются и их имущество конфискуется судом на основании заявления уполномоченного государственного органа или органов, осуществляющих уголовное преследование, в соответствии с законодательством Туркменистана.

Запрещение в Туркменистане деятельности юридических лиц иностранных государств (их обособленных подразделений, филиалов, представительств, расположенных на территории Туркменистана), признанных судами в качестве занимающихся легализацией доходов, полученных преступным путём, или финансированием терроризма, или созданными для этих целей, ликвидация их обособленных подразделений, филиалов, представительств, расположенных на территории Туркменистана,  и конфискация имущества, принадлежащего им, или имущества этих юридических лиц, находящегося на территории Туркменистана, осуществляется в соответствии с законодательством Туркменистана.

 

Статья 9. Прокурорский надзор

Надзор за исполнением настоящего Закона в соответствии с законодательством Туркменистана осуществляет Генеральный прокурор Туркменистана и прокуроры, находящиеся в его подчинении.

 

Статья 10. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении трёх месяцев со дня официального опубликования.

2. Законы Туркменистана, другие законодательные акты Туркменистана до приведения их в соответствие с настоящим Законом действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.

 

Президент                                                             Гурбангулы

Туркменистана                                                     Бердымухамедов

 

г. Ашхабад

28 мая 2009 года

КОММЕНТАРИИ

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ